ритм в композиции

Ритм, сюжетный центр, симметрия или асимметрия, компоновка сюжетного центра на втором плане - это основные правила композиции. Мы же поговорим о ритме. В изобразительном искусстве ритм проявляется как повторяемость какого-либо объекта через некоторый интервал. Ритм подразумевает продолжительное движение до бесконечности. Ритм - это природное и основное композиционное начало. Однако природный ритм и ритм в искусстве - это не совсем одно и то же. Поясним. В искусстве ритмическое повторение не зажато в рамки, оно наоборот отступает от правил упорядоченности. Умышленные перебои ритма, акценты и пустоты - характерные особенности любого вида искусства будь то музыка, живопись, поэзия, архитектура. В искусстве ритм является организующим и эстетическим началом. Представим себе быструю музыкальную композицию. Грамотный композитор обязательно включит в неё медленную часть, чтобы на контасте медленного подчеркнуть быстрое. Художник в картине на фоне тёмного рисует светлое, рядом с большим изображает мелкое. Это называется контрастным ритмом. Через ритмику проявляются поэтические и музыкальные свойства произведения, и хорошая живопись как раз поэтична и музыкальна. Ритм бывает тональный и цветовой. Именно наличие тональных или цветовых контрастных пятен обеспечивает восприятие картины на расстоянии. Если тональных и цветовых контрастов нет, то ритм не воспринимается.
Вот почему очень важно определить основные контрастные пятна уже в начале работы над эскизами композиции. Удачной работой можно считать ту, в которой общий ритм одновременно расчленяет компоненты произведения и объединяет их. Позволим себе проследить как существовал ритм в видах искусства во все времена. В древнеегипетском искусстве основной формой композиции являлся фриз, в котором ритмически чередовались изобразительные элементы. Древние греки хорошо знали явление ритма и симметрии, они сделали шаг вперёд по сравнению с египтянами. Определённый ритм наблюдается в росписях греческих ваз и в живописных композициях классического периода Греции. Очень ценилась в эпоху Возрождения передача ритма. Она была одной из главных задач композиции. Какие это были задачи? Это – перспектива (трёхмерное пространство), ритмическое расчленение плоскости и ракурс (точка зрения). Художники раннего Возрождения первые осознали эти задачи. Хорошо решал подобные задачи известный мастер Джотто. Пример тому – его фрески «Оплакивание Христа» и «Свадебное шествие Марии». Наиболее успешно ему следовали Мазаччо, Боттичелли, Мантенья. Те принципы, которые были заложены в искусство раннего Возрождения, достигли своей высоты в период Высокого Ренессанса. Пример тому творения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Художники 17-18 столетий стали шире применять перспективу, высокие и низкие точки зрения, и добивались правдоподобия в изображении трудных ракурсов. Ритмический характер живописных полотен значительно усложнился. Обратите внимание на сложный ритм картины «Тайная вечеря» Тинторетто, на диагональный строй композиции. В работе К.Брюллова «Последний день Помпеи» также налицо динамика и чередование светлых и тёмных пятен, что создаёт определённый ритм и напряжение композиции. Как видите старые мастера знали и широко использовали выразительные возможности живописи.

ПОДЕЛИСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, нажми на ЗАКЛАДКИ, выбери любую кнопку.

Related posts:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

получай новости сайта

Рубрики