расписные изразцы

В начале 18 века в русском изразцовом искусстве появляются гладкие живописные изделия. Причём личное участие в организации этого производства принимает Пётр Первый. Во время своего путешествия в Голландию, внимание Петра привлекла дельфтская расписная керамика и по его требованию она должна была заменить древние многоцветные изразцы. И посланы были по сему поводу в Голландию русские мастера. Произошло это в 10-х годах 18 века. Мастера с успехом овладели техникой иноземной росписи, да так, что не отличить было их расписные изразцы от плиток из Дельфта. Отдавая должное русским мастерам скажем, что их изделия отличались свободной и широкой росписью. Они, заимствуя иноземную технику, не отошли от традиций своего национального искусства и остались художниками своей Родины. Наиболее ранние изделия находятся в печах спальни Екатерины в кабинете А. Меншикова.

Мастера же Москвы решили не оставаться в стороне от петровских нововведений и начали делать гладкие изразцы с синей росписью.

Но одноцветная синяя роспись не отвечала вкусам столицы и в 40-х годах 18 века возникает новый тип многоцветных изразцов с сюжетной росписью.

Расписывались изразцы эмалями пяти цветов: белой, жёлтой, коричневой, зелёной и синей. Белой эмалью покрывали фон изразца. Жёлтую использовали мало из-за дороговизны. Большинство изразцов имело трёхцветную гамму: белая, коричневая, зелёная. Сюжеты были разные: всадники, воины, звери, птицы, цветы, сцены из городской и сельской жизни, сцены бытового и любовного характера.Кроме этого сюжеты дополнялись подписями нравоучительного характера или поговорками. Сюжетные расписные изразцы образовывали на печном зеркале композиции коврового характера. К концу 18 века интенсивность цвета уменьшилась и сюжеты изразцов упростились. Опять появилась синяя роспись по белому фону, а сложные рисунки заменили на рисунки ваз, веток и цветов.

Наступивший 19 век ничего нового в изразцовое искусство не внёс, хотя снова появились изразцы сюжетные, многоцветные и пробытовали они совсем немного. Постепенно сюжеты и росписи упрощаются, теряется многоцветность, но применяется цветной фон. В конце же века роспись приобретает совсем упрощённый вид. Так закончилось русское изразцовое искусство, созданное мастерами 15 века. В творениях старых мастеров мы видим яркую искючительную одарённость, чувство материала и свободное владение техникой. Вот так выглядели изразцовые печи второй половины 18 века.

Related posts:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

получай новости сайта

Рубрики