печные изразцы

Печной набор складывался на основе пяти типов широкорамочных изразцов, небходимых для облицовки одной печи. Широкорамочные изразцы имели ещё одно название "изразцы большой руки". Зеркало печи как раз облицовывали ими. Изразцовые печи выкладывали на глиняном растворе. Печей, облицованных красными изразцами не сохранилось.
Узкорамочные изразцы сохраняли квадратную форму, коробчатую румпу и сюжеты изразцов широкорамочных. В провинциальных производствах 17 века узкорамочные изразцы имели прямоугольную форму. А вот красные изразцы во второй половине того же века были вытеснены муравлёными и многоцветными изразцами. Техника муравы (зелёная свинцовая глазурь) появилась в древнем Киеве. Памятники древней муравлёной керамики говорят о том, что в 15 веке в Пскове делали глазурованые плиты. А первые муравлёные изразцы московского производства появились только в начале 17 века.

В московских муравлёных изразцах конца 17 века преобладают квадратные формы пластин, изображения стилизованных цветов и разнообразных птиц. Хорошего качества изразцы с рельефным рисунком производили и в Александровской слободе.

печные изразцы из Новодевичьего монастыря

Большая коллекция зелёных изразцов из облицовки печей конца 17 века хранится в музее  "Новодевичий монастырь". Печи Высокопетровского монастыря в Москве облицованы изразцами высокого качества. Муравлёные изразцы делали ещё некоторое время и в 18 веке, но из-за потери выразительности были вытеснены расписными изразцами. Печей, облицованых муравлёными  изразцами не сохранилось. Ниже представлена реконструкция печи.

В начале 18 века в Москве и соседних с нею городах наружный изразцовый узор зданий выходит из употребления. Изразцы в эти годы используют только в интерьерах для облицовки печей. Петровская эпоха и её перестройка потребовала новых решений и излюбленные сюжеты с единорогами, сиринами, воинами-лучниками стали анахронизмом. Кроме этого рельеф изразцов 17 века был слишком крупным для использования в интерьере. И началось введение новшеств. Например стал уменьшаться рельеф, появились сюжеты, которых не было.

Сохранились даже изразцы с портретами, стали делать сюжетную роспись. В районе Макарьевского монастыря  на Волге найдены необычные по цвету изразцы:Разнообразные сюжеты и колорит изразцов делают устюгские печи похожими на восточные ковры. 

Ниже приведена фотография печей с многоизразцовыми клеймами конца 17 века.

Related posts:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

получай новости сайта

Рубрики