немного из истории орнамента

Орнамент  в переводе с латинского «украшение» – узор, состоящий из ритмических элементов. Существо человека всегда тянулось к прекрасному. Издавна человек  украшал разную утварь, оружие, раскрашивал ткани, украшал мебель. А когда появилось книгопечатание стали оформлять обложки книг и страницы. Первобытные же народы – раскрашивали  человеческое тело и до сих пор люди любят украшать свое тело татуировками. Полной ясности относительно происхождения орнамента до сих пор нет. Есть догадки ученых, что одним из источников орнамента было развитие технологий: различные переплетения нитей в текстиле могли дать начало определённым видам орнамента. Предшественники современного  человека широко использовали знаки, символы и стилизованные изображения, применяли их в  колдовских или религиозных ритуалах.  В современном народном творчестве орнамент имеет самое широкое распространение. С течением времени древние орнаментальные мотивы теряли первоначальный смысл, сохраняя лишь декоративную выразительность. Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории, его зачатки зафиксированы ещё в период палеолита. В эстетической культуре неолита орнамент достиг разнообразных форм и занял ведущее место. Каждая эпоха, каждая национальная культура вырабатывали свою систему орнамента. Особенного развития орнамент достигает в искусстве древнего Востока и доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. Что такое  формальные особенности орнамента? Это декоративная стилизация, плоскостность. Собственно говоря, это относится к области графического дизайна.

Орнамент бывает геометрический, состоящий из абстрактных форм: точек, прямых, ломанных, зигзагообразных  линий. Применялись круги, ромбы, многогранники, кресты, спирали; более сложный орнаментальный мотив – меандр. Орнамент растительный, стилизует листья, цветы, плоды. Мотивом  в орнаменте используют живую природу: морские волны, сталактиты, ореол пламени, солнце, человеческие фигуры. Нередки сложные комбинации различных мотивов (например, геометрических и звериных форм – тератология; геометрических и растительных - арабески. Анималистические мотивы часто служили декоративным целям. В искусстве древнего Египта изображение льва применялось именно в этих целях. В искусстве древнего Востока - бык, слон - в буддистских странах, баран – в орнаменте античного Рима. А вот изображения птиц применялись во всех странах в силу так сказать символического смысла: сокол - в Египте, орёл – в Риме, Византии, Германии, журавль – в Китае, Японии. Кроме этого существуют мотивы с двойным назначением: утилитарным и декоративным. Рассмотрим египетские иероглифы, которые  применяли в качестве украшения или китайскую скоропись, которая  превратилась в орнамент путём изменения формы знаков. В данном случае надпись имеет смысловую нагрузку и является украшением. Геральдические мотивы прошлых веков тоже использовали  для украшения и их графический дизайн просто впечатляет. Геральдика является предметом стилизации, целью которой сделать изображение выразительным, но это тема другого разговора.

Related posts:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

получай новости сайта

Рубрики