ксилография

Самая древняя техника гравюры на дереве - ксилография. От греческого «ксилон» - деревянная доска. С помощью деревянных досок на ткань наносили цветные узоры ещё в 14 веке. Называлось это набойкой. Выходит, что набойка – предшественница ксилографии. Старинная ксилография называлась обрезной, потому что она делалась на доске с продольным распилом. Использовалось мягкое дерево груша. Художник работал на доске ножом, долотом, вырезая углубления в доске. Эти места при печати остаются белыми. На готовую доску накатывали валиком краску, сверху клали лист бумаги и хорошенько приглаживали его. Краска с доски переходит на бумагу, получается оттиск. Таким способом печатали дешёвые иконки, лубок, игральные карты и книги. Каждую страницу вырезали на доске целиком текст и иллюстрации. Полученные оттиски склеивали обратными сторонами. При такой технике изображение получали контрастное, чёрно-белое, плоскостное. Старые мастера создавали чудесные по красоте листы, где плавные линии сплетались и играли, а контрастные пятна могли передавать всю палитру человеческих переживаний, от покоя до смятения.
В Италии в конце 16 века была изобретена техника цветной гравюры на дереве, однако печатали только контуры, остальное раскрашивали от руки. И сегодня такие гравюры подкупают своей красочностью. Но был такой итальянец по имени Уго да Карпи, который контуром не пользовался и не применял контрастные цвета. Он печатал свои гравюры с трёх досок разного цвета. В начале 17 века появляется цветная ксилография в странах Дальнего Востока. Творчество таких мастеров как Утамаро, Хокусай, Хиросигэ оказало воздействие на европейских художников. Японскую цветную гравюру делали три человека: автор рисунка, резчик и печатник. Причём печатник пользовался правом сам подбирать цвета. Автор зачастую делал лишь контурный рисунок, в его задачу входило выразить эмоциональное состояние, настроение радости или печали, или задумчивости. Поэтому японские гравюры так похожи на стихи, такие же тонкие и изысканные. Художник не гнался за внешним подобием, а пользуясь гармонией или контрастом цвета передавал тончайшие состояния природы. То же самое происходило при передаче человеческих характеров. Женские образы Утамаро полны благородства и достоинства. Они сдержаны и просты. Цветовая гамма этих работ мягкая и спокойная. В конце 17 века англичанин Т. Бьюик изобрёл торцовый способ гравирования - на поперечном срезе дерева. При этом он брал не мягкие породы древесины, а твёрдые: бук, самшит, пальму. На таких досках можно добиваться постепенных переходов от светлого к тёмному. В такой гравюре рисунок получается тонкий, каждый штрих отчётливо виден. Пересечение штрихов хорошо передаёт воздушную перспективу. Таким образом в торцовой гравюре появляются нюансы: глубина, светотень. Применяли такой вид гравюры в книгопечатании. Ксилография с её чёрными штрихами хорошо сочетается со шрифтом. Однако мастера делали только рисунки, а резчики искусно вырезали доски.

Related posts:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

получай новости сайта

Рубрики