изразцы

Тема изразцов одна из интересных тем прикладного искусства. А ведь и в изразцовом искусстве тоже широко отразился быт и обычаи русского народа, хотя оно было создано безымянными художниками. По большей части это были выходцы из ремесленной части населения, которые работали в небольших гончарных мастерских. Сюжетами для мастеров служили легенды, предания, заимствовали их из флоры и фауны, иногда из книг, из народных мотивов вышивки, чеканки,  набойки. Истоки русского изразцового искусства лежат в Древнем Киеве 10-11 вв., городе Владимире 12 в., старой Рязани. Художественная жизнь Руси сосредотачивалась также в ремесленных слободах северных городов, в монастырях. Когда появился кирпич, появились и глиняные плиты с тиснёным узором. Первые плиты не покрывались поливой. И это были первые облицовочные материалы, которые потом стали называться красными изразцами. Итак, изразец - это глиняная обожжёная плитка с румпой (коробчатый выступ на задней стороне изразца) для крепления на стене или печи.

Румпа при креплении заполняется глиняным раствором. Красные изразцы не поливались глазурью, но разнообразием сюжетных мотивов и красотой они сильно отличались. На них изображались единороги, грифы, семиглавые драконы. Эти сюжеты позднее перешли на изразцы с зелёной поливой. Называются они муравлёными (от словосочетания "трава-мурава"). Такими изразцами облицовывали печи и здания. На первом месте стоит московский собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). На центральном шатре керамические звезды, квадратные и ромбовидные изразцы, покрытые разноцветной поливой: жёлтой, зелёной, коричневой, оранжевой. В этом чуде архитектуры весь арсенал русского зодчества, в нём же и вся самобытность русского народа! Тут же своё место заняла и архитектурная керамика. Изразец продолжал развиваться, и во второй половине 17 века наступил его расцвет. Красочные и своеобразные печные изразцы 18-19 вв. украшают не только царские и монастырские покои, но и дома купеческие или дома просто зажиточных горожан. Изразцы были рельефные, гладкие с синим, зелёным и многоцветным рисунком. Подчас история не сохраняет имена тех, кто своей фантазией создавал памятники-шедевры. Впрочем, имя одного мастера доподлинно известно: печной мастер Степан Иванов. Свою руку С. Иванов приложил к белым стенам Андреевского монастыря в 17 в. Он украсил изразцами надвратную церковь этого монастыря. Основным фоном изразцов был взят терракотовый. Барабан купола церкви облицован рельефной керамикой. И немного о том, как изготавливали терракотовые изделия. Процесс начинался с изготовления специальных деревянных форм. Затем в них формовали глиняные плиты, сушили и подвергали термической обработке (обжигу).В рельефных изображениях терракотовых плит использовали стилизованные цветы и переплетающиеся стебли. Декорировали ими не только здания из белого камня, но и кирпичные. Ранние изразцы имели пластины размером 20х20см. и толщиной около 1 сантиметра, широкую рельефную кайму, которая была чуть выше самого рельефа.

О печных же изразцах речь пойдёт в следующей статье.

ПОДЕЛИСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, нажми на ЗАКЛАДКИ, выбери любую кнопку.

Related posts:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

получай новости сайта

Рубрики