древнерусский орнамент

Византийский или древнерусский орнамент встречается в рукописях 11-12 веков. Этот орнамент пришел на Русь с болгарскими книгами в конце 10 века, но русские книжники изменили его под свои вкусы и традиции. В основе древнерусского орнамента лежат два мотива растительный и геометрический. Заставка орнамента очерчена геометрической рамкой в виде квадрата, прямоугольника или схемой храма в разрезе. Внутренняя часть рамы заполнялась геометрическими фигурами: ромбами, кругами, прямоугольниками и уже в них врисовывали цветы и листья. Непременным мотивом этого орнамента является изображение византийского цветка КРИН. На полях, за пределами заставки рисовали птиц и зверей: куропаток, зайцев, львов. Древние рукописи украшали иллюстрациями-миниатюрами. Выходная миниатюра именовалась фронтисписом. На ней изображали автора, но иногда и заказчика. В одном Евангелии миниатюра изображала Святослава с женой и детьми. Древние миниатюры отличались статичностью и простотой композиции. Интересно, что переплёт древних книг делали из досок, которые обтягивали кожей. Переплёт мог быть окован золотым окладом, украшен драгоценными камнями. Дело в том, что кожаные листы дорогих пергаменных книг сворачивались и чтобы предохранить книгу от деформации, на переплёте делали застёжки, с помощью которых плотно стягивался блок книги.По окончании чтения, книгу требовалось застегнуть, а по сему на старинных книгах писали: "Аже кои поп или диакон чтёт сию книгу, а не застегнёт - проклят будет!". Застёжки делали в виде ремешков, а на конце медные петли. Для предохранения переплёта на углах делали узорные бляхи - жуковины. В богатых изданиях жуковины заменяли угольниками из бронзы, серебра, золота, украшали чеканкой, эмалью, резьбой. Во время позднего устава появился тератологический стиль или звериный орнамент . Кто то считает, что его заимствовали у южных славян, кто то утверждает, что Русь взяла его из Скандинавии и Северной Германии. Переход к терантологии происходил постепенно. Рядом с реалистическими изображениями животных появлялись фантастические, которых нельзя было однозначно назвать собакой или львом. В растительном и геометрическом мотиве появляются комбинации животных форм и плетений из ремней и змеиных хвостов.Ремни исходят из клювов, крыльев, хвостов и переходят в плетение. Так древнерусский тератологический орнамент имел свои цветовые особенности для каждой местности. Для Новгорода характерна серо-синяя и голубая гамма. Для Пскова - зелёный колорит и крупные инициалы, а в контурах рисунка использовали жёлтый цвет. В 15 веке изображение зверей в орнаменте исчезает, остаётся плетение. Но в рязанских рукописях терантологический орнамент просуществовал до 16 века. В начале же 15 века возник орнамент балканский и нововизантийский из за наплыва произведений южнославянской письменности. Плетёный или жгутовый, балканский орнамент был простым, рисовался от руки, но впоследствии усложнился. Вот его особенности: чёткие геометрические круги, вплетёные друг в друга в несколько ярусов, бесконечная восьмёрка, прямоугольные решётки, переплетённые между собой. Наполнялся орнамент ромбами, точками, крестами, квадратами. Заставки украшали шишками, цветами, бутонами.

 ПОДЕЛИСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, нажми на ЗАКЛАДКИ, выбери любую кнопку.

Related posts:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

получай новости сайта

Рубрики